Ситуация на Ближнем Востоке

Новости о Главном | Нет комментариев

pic_f2c4bda31a19640e299377f7f51e4730Администрация Обамы предпримет ряд шагов, направленных на интенсификацию борьбы против «Исламского государства» (ИГ; группировка запрещена в РФ) на территории Ирака, однако не пойдет на полноценную войсковую операцию «на земле» с использованием значительного американского воинского контингента. В случае если в США в 2016-м не произойдет крупных терактов, имеющих внутриполитический резонанс, Обама предпочтет оставить возможность начать новую военную кампанию на Ближнем Востоке следующему президенту, в особенности если станет ясно, что кандидат-республиканец лидирует в предвыборной гонке.

Проблемой для Вашингтона станут разногласия между членами созданной им для борьбы с ИГ коалиции. Хотя Вашингтон формально поддерживает Ирак в его спорах с Турцией, США могут пойти на содействие дальнейшей суверенизации иракского Курдистана. Несмотря на демонстрируемую Вашингтоном лояльность турецкому руководству, уровень доверия к нему стремительно падает. В 2016-м США при поддержке европейских союзников усилят давление на Анкару в связи с необходимостью укрепления контроля на турецко-сирийской границе и сокращения ее «прозрачности» для боевиков. Еще один теракт в Европе может серьезно обострить эту проблему в американо-турецких отношениях. Несмотря на то что Вашингтону удалось убедить Анкару в необходимости вывести подразделения ее армии из-под Мосула, в 2016-м пренебрежительное отношение турецкого руководства к суверенитету и границам Ирака может вызвать новые трения между правительством Реджепа Тайипа Эрдогана и администрацией Обамы.

США сохранят умеренно высокий уровень политического давления на официальное руководство Сирии, отчасти признавая обоснованность действий правительства Асада против ИГ и его статус в качестве лидирующей силы на подконтрольных территориях. Однако Вашингтон будет противодействовать попыткам легитимировать этот статус Асада посредством выборов. Поддержка США и их союзников в регионе будет способствовать сохранению завышенных требований сирийской оппозиции на переговорах с официальным Дамаском.

Руководство США не будет на политическом уровне признавать факт сотрудничества с Россией в борьбе с ИГ и продолжит публично критиковать ее действия. Однако в реальности взаимодействие между военными и спецслужбами двух стран в регионе Ближнего Востока может стать более тесным. Ограничителем российско-американского сотрудничества может выступить недовольство союзников США по коалиции, в первую очередь Турции, а также Катара, Саудовской Аравии и Великобритании. Кроме того, США будут противодействовать любым попыткам закрепить с помощью политического усиления правительства Асада военные успехи, достигнутые благодаря российской поддержке сирийской армии и солидарными с ней силами (в первую очередь, сирийскими курдами).

США будут оказывать прямую и косвенную поддержку Исламской коалиции, создаваемой Саудовской Аравией, используя ее как структуру, действующую параллельно коалиции во главе с США. Наличие Исламской коалиции позволяет Вашингтону снять с себя часть политических рисков и военной нагрузки в борьбе против ИГ и получить больше поддержки в мусульманском мире. При этом США необходимо, чтобы американская коалиция не была единственной альтернативой той, которую создали Россия, Иран, Ирак и Сирия.

Развитие результатов принятия совместного комплексного плана действий, достигнутого с Тегераном, в 2016-м будет скромным. В случае намеченного вывоза из Ирана высокообогащенного ядерного топлива для его хранения и переработки вне страны, а также продажи излишков тяжелой воды позиция Вашингтона по вопросу об отмене санкций будет смягчаться. Однако ряд разногласий по более широкому спектру вопросов, включая ситуацию в Сирии, станет тормозить снятие с Ирана американских и международных санкций. Существенным стимулом к постепенной отмене в 2016-м ограничений на работу компаний из США на иранском рынке уже стала активная лоббистская деятельность американского бизнеса, стремящегося не уступить азиатским и европейским конкурентам. Одним из важных политических рычагов давления на конкурентов для США будет готовность применять санкции в отношении неамериканских транснациональных корпораций, которые постараются войти на иранский рынок до отмены американских и международных ограничений.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>